Де народився артист Бурков

Авторadmin

Де народився артист Бурков

Георгий Бурков: биография, фильмография, фото, личная жизнь

Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми.

11 августа 1980 года получил звание Заслуженный артист РСФСР.

В возрасте шести лет Георгий Бурков чуть не умер. Он заболел брюшным тифом, началось заражение крови. Ему сделали несколько операций без наркоза (боялись за сердце). Перед седьмой операцией он уже лежал в палате смертников. И тогда мать забрала его и выходила дома травами и любовью.

“Я рос на опере и балете ленинградского театра имени Кирова. Знал целые спектакли наизусть, видел Чабукиани, Дудинскую, Уланову, слушал Нэлеппа и других знаменитых певцов” – из книги “Хроника сердца”, изданной по дневникам Георгия Буркова.

Московский драматический театр имени К. С. Станиславского

В 1952 году Георгий Бурков поступил на юридический факультет Пермского университета, где проучился два года. Одновременно с учебой он занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре.

С 1954 года Бурков стал профессиональным актером, работал в театре в Березняках, потом – в Пермском областном театре, в Кемеровском театре.

Когда Московский драматический театр имени К. С. Станиславского в 1964 году находился на гастролях где-то в провинции, к главному режиссеру Б. А. Львову-Анохину приехал показаться молодой неизвестный актер. Даже не такой уж молодой – ему как раз исполнилось тридцать два года. Это был Георгий Бурков. Приехал он из самой глубины Сибири – города Кемерово, где служил на сцене городского театра вот уже несколько лет. Там его заметил кто-то из столичных критиков, поведал о нем Львову-Анохину, а тот в свою очередь телеграммой пригласил молодое дарование для знакомства.

Показывался Бурков художественному совету театра в роли Поприщина из гоголевских “Записок сумасшедшего”. Провинциальный артист произвел хорошее впечатление.

– Какое у вас театральное образование? – спросил Львов-Анохин.
– Никакого, – ответил Бурков. – А разве по игре этого не видно?

Члены художественного совета рассмеялись. Бурков был принят в труппу театра. Так недоучившийся юрист и артист-самоучка объявился в столице. Его поселили в общежитии, дали роль в новой постановке. А через несколько месяцев наступил день премьеры, первой премьеры Буркова на столичных подмостках.

Утром этого дня неожиданно в общежитии объявился дружок, прибывший из Кемерово. Встреча, разумеется, была очень радостной. Не станем внимательно прослеживать все этапы этого злосчастного в биографии Буркова дня. Короче говоря, премьеру пришлось отменить. Директор театра метал громы и молнии, и его можно понять! Наутро за кулисами вывесили приказ, где сообщалось, что за срыв премьеры артист Г. Бурков уволен из театра. Его артистическая карьера в Москве кончилась, не успев начаться.

Что произошло бы с Бурковым и как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если б его не пригласил к себе в кабинет, прежде чем расстаться, Б. Львов-Анохин, неизвестно. Главному режиссеру театра было жаль терять талантливого артиста, и он предложил Буркову такой вариант: поработать несколько месяцев в труппе, не будучи зачисленным в штат, на общественных началах, что ли. Как бы пройти Испытательный срок по линии поведения, доказать, что срыв премьеры был случайностью. А он, Львов-Анохин, договорится с директором театра, что, если Жора выдержит испытание, его снова вернут в труппу. Вид у Бориса Александровича Львова-Анохина был огорченный, расстроенный, Жора тоже после случившегося не выглядел бодрячком.

– Спасибо большое, – сказал Бурков, поняв, что главным режиссером руководят добрые намерения. И вдруг спохватился. – А на что я буду жить? Мне же есть надо.

Наступила пауза. Как решить эту проблему, было неясно. И тут Львов-Анохин принял решение, делающее ему честь.

– Какая у тебя зарплата? – спросил он у артиста.
– Сто рублей! – ответил артист святую правду.
– Ладно, – вздохнул Борис Александрович. – В день зарплаты приходи ко мне, я тебе буду сам платить.

И Львов-Анохин действительно платил актеру из своего кармана. А затем Бурков был зачислен в штат театра и проработал там до 1980 года.

После роли Рябого в спектакле “Анна” заговорили об открытии актера, Жора начал сниматься в кино. В 66-м родилась Маша, стали жить лучше. А потом наступил период самый страшный в нашей жизни: Жора не выдержал обрушившихся на него признания и популярности. Он очень тратился на съемках – его подогревали, подливали, и закружилось. А в театре мрак: после ухода Львова-Анохина, который любил Жору, как сына, началась чехарда главных режиссеров, борьба за влияние”.

О том времени Георгий Бурков упомянул в своих дневниках: “Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма. Лечат все. Начиная от жены и кончая доктором К., общепризнанным авторитетом на алкогольном фронте”.

В 1980 году Бурков перешел Московский Художественный Академический театр. Татьяна Ухарова о причинах ухода: “Театр Станиславского был для Жоры родным домом. Там его любили, но до конца не понимали. Играл, снимался – все нормально, казалось бы. Но жизнь ума, его ума, протекала не так гладко. Он занервничал, остановился – так ему казалось”.

В МХАТе Бурков проработал до 1983 года. Татьяна Ухарова: “Никто не понял, почему Жора ушел от Ефремова. Толчком послужила ерунда (этого и Олег Николаевич не знал) – уважаемая актриса погрозила пальчиком: “Веди себя хорошо на гастролях, Жора, мы за тебя поручились в райкоме партии!” А он просто не поехал на эти зарубежные гастроли – и уволился. Мне он объяснил, что не состаялся авторски, личностно, так сказать.”

В 1984-1987 годах Бурков выступал на сцене театра имени А.С.Пушкина.

С 1988 года он стал художественным руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Последние годы он целиком посвятил Центру: хотел создать там свой театр, свою театральную школу.

В кино Георгий Бурков впервые снялся в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в советско-польской картине “Зося”. Через год состоялась встреча актера с режиссером, который во многом определил его творческий путь в кино, – Эльдар Рязанов пригласил Буркова на небольшую роль симпатичного алкоголика ретушера Пети в комедии “Зигзаг удачи”.

Этой работой было положено начало союзу Рязанова и Буркова. Актер играл доброго, компанейского парня Мишу в “Иронии судьбы, или С легким паром”. Был позером и нелепым лгуном Федяевым в “Стариках-разбойниках”. Трагикомическим “предателем Родины” Фетисовым в “Гараже”. Холуйствующим, опасным плебеем Артюховым в телефильме “О бедном гусаре замолвите слово”. Играл небольшую роль в фильме Рязанова “Одинокая мелодия для флейты”.

Актерский диапазон Буркова был достаточно широк. Одними из лучших стали работы актера в картинах, поставленных его другом Василием Шукшиным, – окрашенная комическими красками роль “конструктора” Виктора в “Печках-лавочках” и безжалостный убийца Губошлеп в “Калине красной”. С комедийной легкостью изображал мнимого дипломата Аркадия Павловича в фильме Губенко “Из жизни отдыхающих”. Интересны и драматические роли Георгия Буркова в фильмах “Они сражались за Родину” Сергея Бондарчука и “Подранки” Николая Губенко.

В лучших ролях Буркова ощутимо взаимопроникновение лирики и фарса, иногда трагифарса: его неотразимая убедительность оправдывала самые невероятные ситуации, в которые попадали его герои.

В последние годы жизни он занялся и кинорежиссурой, сняв в 1987 году комедию “Байка” по сценарию Нины Семеновой, и сам сыграл главную роль.

Скончался Георгий Бурков от тромбоэмболии 19 июля 1990 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Георгий Иванович Бурков не писал мемуаров. Но он оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадок, исписанных быстрым неразборчивым почерком, в которых сокровенные мысли и потаенные желания перемежались с размышлениями об искусстве и набросками в жанре эссеистики. Писал он их для себя.

Вдова актера Татьяна Ухарова не только дала разрешение на публикацию “тайных трудов” ее мужа, но и подготовила их к печати. Книга под названием “Хроника сердца” вышла в издательстве “Вагриус”.

Выдержки из книги “Хроника сердца”:
“Нехорошие предчувствия. Запрещают пьесы у Эфроса, у Любимова. Постепенно сжимается вокруг нас кольцо ограничений и цензуры. Наша интеллигентская тряпичность выйдет боком. Бандиты будут играть с народом еще долго в завинчивание гаек и в выпускание пара, но никогда никаких искренних движений души по отношению к народу у них не будет. Искусство из последних сил обороняется, уходит в подполье, изворачивается. Что приближается? 37-й год? Или другое? Остались ли чудаки? Дон Кихоты?

Государство любит тех, кто ниже его. Особенно раздражают его отдельные личности, отбивающиеся от стада.

У меня другой счет, я живу в другом обществе: Христос, Платон, Сократ, Шиллер, Вийон, Разин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Булгаков, Станиславский, Есенин, Шукшин. Единственное требование общества людей: не будь рабом, будь тем, кем ты призван быть на земле, будь человеком. Мы редко встречаемся, например я с Ш (Шукшиным). Но это общество освобождает меня от жизни в другом обществе – в государственном.

Мы перестали быть патриотами своей Родины. Мы свернули шею себе, заглядываясь на Запад, окосели от ложной зависти на чужие деньги и на блеск чужой славы, лихорадочно листаем Библию, чтобы как-то соответствовать терминологии модного мифотворчества. Псевдореволюционеры счастливы, что пристроились в хвост западным мэтрам, обивают пороги Голливуда и Бродвея, выпрашивая постановки.

Георгий Бурков Личная жизнь

В 1965 году Георгий Бурков женился на актрисе Татьяне Ухаровой. В 1966 году у них родилась дочь Маша. Она была замужем за актером Сергеем Вельяминовым. В 1992 году у них родился сын, которого назвали в честь деда – Георгий Бурков.

Воспоминания вдовы Георгия Буркова Татьяны Ухаровой: “В театре имени Станиславского давно обсуждали, что Львов-Анохин берет артиста из провинции – шепелявого, но необыкновенно самобытного. В феврале 65-го я его увидела: худой, сутулый, странный, в красном свитере с белыми крапинками (мухомор!) На моем лице, кроме жалости, наверное, ничего не выразилось: готовилась увидеть этакого “картавого монстра”, а тут интеллигент, похожий на библиотекаря. “Здравствуйте, я Ухарова!” Он хитровато улыбнулся: “Я Бурков. Нам завтра репетировать. Вы – Маленький Принц, я – Лис”.
Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице.

Награды

Работы в театре

1966 — «Анна» — Рябой
1967 — «Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова» Л. Зорина — Крамольников
1967 — «Доктор Стокман» по пьесе Г. Ибсена «Враг народа»
1967 — «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — Лис
1968 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Фёдор Протасов
1968 — «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя — Поприщин
1976 — «Первый вариант Вассы Железновой» по М. Горькому — Прохор Борисович Храпов
1981 — «Волоколамское шоссе» В. Шацкова по повести А. Бека — генерал Панфилов
1981 — «Так победим!» Михаила Шатрова — Бутузов
1982 — «Украденное счастье» И. Франко — Микола Задорожный (реж. Р. Виктюк)
1982 — «Иван и Мадонна» И. Кудрявцева
1983 — «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Степан Головлёв
1988 — «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского — Он (реж. Р. Виктюк)

Статья отредактирована: 28-12-2016, 11:36

Георгий Бурков

Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 году он поступил на юридический факультет Пермского университета, но проучился там всего два года и бросил. Тогда же Георгий увлекся актерской деятельностью – занимался в театральной студии при университете – и страстно мечтал о профессии актера. Несколько лет подряд он ездил в Москву – поступать в Школу-студию МХАТ и ГИТИС, но проваливал экзамены.

Хотя попытки покорить театральные ВУЗы столицы окончились неудачей, Георгий все же решил стать актером. С 1954 года он работал в театрах Березняков, Перми и Кемерово, одновременно занимаясь в вечерней студии при Пермском драматическом театре. Общий уровень образования он повышал сам – зачитываясь различной литературой в библиотеках.

Вновь в Москву провинциальный актер без специального образования приехал в 1964 году – в драматический театр имени К.С. Станиславского, чтобы показаться главному режиссеру Б. Львову-Анохину. Его игра произвела хорошее впечатление, и он был принят в труппу этого театра, где проработал до 1980 года, а затем перешел в МХАТ к Олегу Ефремову. В 1984-1987 годах он выступал на сцене театра имени А.С. Пушкина.

Практически после первой же роли Буркова в спектакле «Анна» на сцене драматического театра имени Станиславского о нем заговорили, как о профессиональном актере, роли последовали одна за другой. На сценах столичных театров он сыграл во многих спектаклях – «Волки и овцы», «Васса Железнова», «Маленький принц», «Живой труп», «Записки сумасшедшего» и других. Георгий пробовал себя и в качестве театрального режиссера, в 1976 году он поставил в Московском областном театре спектакль «В стране лилипутов».

Актерский талант Буркова, конечно же, был замечен и кинематографистами. Дебютировал Георгий в кино в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в картине «Зося», а через год состоялась его встреча с режиссером Э. Рязановым, который во многом определил творческий путь актера в кино.

Рязанов пригласил Буркова на небольшую роль в комедии «Зигзаг удачи», она и положила начало их творческому союзу. Актер играл небольшие, но колоритные и запоминающиеся роли в его фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром», «Старики-разбойники», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс».

Лучшими стали и работы актера в картинах, поставленных В. Шукшиным, – «Печки-лавочки» и «Калина красная», а также драматические роли в фильмах «Они сражались за Родину» С. Бондарчука, «Подранки» Н. Губенко и других. Всего актер снялся более чем в 60 фильмах различных жанров – в комедиях, психологических драмах, детективах. Он работал с такими режиссерами, как А. Зархи, С. Соловьев, Ю. Озеров, К. Шахназаров и другие. Также Бурков принимал участие в озвучивании многих мультфильмов.

Георгий Иванович был ярким и популярным актером, одаренным редким чувством трагикомического. Его актерский диапазон был очень широк, но все его персонажи проходили по категории «лучшая роль второго плана». Умный и тонкий человек сам Бурков мечтал стать серьезным драматическим актером.

Годы общения с Василием Шукшиным, которого Георгий считал своим единственным другом, стали очень важными для актера. Под влиянием Шукшина Бурков стал писать и задумался о режиссуре – снял фильм «Байка» (1987), и сам сыграл главную роль. Еще он открыл Центр культуры имени В.М. Шукшина и с 1988 года стал его художественным руководителем. В последние годы жизни Бурков целиком посвятил себя Центру: хотел создать там свой театр, свою театральную школу, мечтал снять кинотрилогию… Но не успел.

Георгий Бурков – Заслуженный артист РСФСР. Он не писал мемуаров, но оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадей, в которых сокровенные мысли перемежались с размышлениями об искусстве.

Бурков был женат на актрисе Татьяне Ухаровой (с 1965 года), их дочь Маша – тоже актриса.

Скончался Георгий Иванович Бурков 19 июля 1990 года в Москве от тромбоэмболии, был похоронен на Ваганьковском кладбище.

После смерти актера, его вдова дала разрешение на публикацию дневниковых записей мужа, которые вышли в книге под названием «Хроника сердца».

Про автора

admin administrator