Ким працювала Варлей у цирку

Авторadmin

Ким працювала Варлей у цирку

Наталія Варлей

Наталія Варлей та Олександр Дем’яненко у фільмі « Кавказька полонянка»
Наталія Володимирівна Варлей народилася в місті Констанца (Румунія) 22 червня 1947 року. Її дитинство пройшло в Мурманську, де служив капітаном далекого плавання її батько, Володимир Вікторович. Наталя росла талановитою дитиною з різнобічними захопленнями, але болючим — у неї знайшовся ревмокардит.

В кінці 1950-х років родина Варлей оселилася в Москві. Наташа займається в дитячій циркової студії, в 1965 році закінчує акробатичне відділення Державного училища циркового та естрадного мистецтва і приходить до трупи Московського цирку на Кольоровому бульварі еквілібристкою.

У кіно Наталія Варлей потрапляє скоєно випадково, її акторський дебют відбувся в маленькій ролі медсестри в фільмі «Формула веселки». Але вже наступна картина — «Кавказька полонянка, або Нові пригоди Шурика» приносить Варлей всесоюзну популярність.

До 1967 року вона працює еквілібристкою Московського державного цирку. У 1971 році, закінчивши Театральне училище імені Б. В. Щукіна, стає актрисою Московського драматичного театру ім. К. С. Станіславського.

Фільмографія Наталії Варлей налічує 33 художніх картини, критики особливого відзначили такі ролі, як Панночка у «Вії», Родіка в «Дмитро Кантемір». Амплуа комедійної актриси не завадило їй створювати складні і неоднозначні образи.

Останні роки Наталія Варлей залишила роботу в кіно — останнім її фільмом в 2006 році став «Вовкодав з роду Сірих Псів». Вона випустила два пісенних альбому, дві збірки поезій. Наталія займається дубляжем, веде передачу «Домашні клопоти» на РТР.

Наталья Варлей: «Работала под куполом цирка, несмотря на боязнь высоты!»

В творческом арсенале Натальи Владимировны около полусотни киноролей, в числе которых — тренер Марта Скрыль из «Гостьи из будущего», красавица Галина Листопад из фильма «Семь невест ефрейтора Збруева», панночка в картине «Вий», а также мать Кендарат в ленте «Волкодав из рода Серых Псов» и многие другие. Однако самой любимой для большинства россиян остается ее Нина из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» — «студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица».

С певцом Николаем Гнатюком в финале шоу Первого канала «Две звезды».

Книга «Канатоходка» — еще один повод вспомнить о легендарных коллегах актрисы по кинематографу и просто ее хороших друзьях: Юрии Никулине, Георгии Вицине, Наталье Гундаревой, Альберте Филозове, Леониде Куравлеве, ушедшем недавно от нас писателе Эдуарде Успенском и многих других. На встрече с актрисой побывали и корреспонденты ИА «Столица».

Сколько себя помню

Наталья Владимировна начинает свое повествование с того момента, как она ощутила себя в этом мире. И произошло это очень рано: будущей звезде отечественного кино был всего один год и два месяца. И рассказ о книге она начала именно с этого эпизода.

— Я собиралась написать свою истинную биографию очень давно. Другого способа борьбы со слухами и «желтой прессой» я просто не видела. Я часто переживала из-за написанного в прессе, плакала в подушку, думала, что же мне делать: судиться или нет? Но все никак не решалась сесть и написать правду, как было на самом деле, — пояснила актриса. — Для этого тоже нужна некоторая смелость. И когда ко мне обратилось издательство «Эксмо», которые выпускает биографии актеров и режиссеров, я ответила, что у меня есть и желание написать книгу и очень много материала. Потому что дневники я вела с детства, и у меня сохранилось огромное количество записей. Мне было страшно подступаться к некоторым очень личным темам — все думала, нужно это писать или нет? Но потом поняла, что наступит время, когда никто не расскажет, как было на самом деле. Пусть один раз это будет написано.

Мысли о продолжении

В книге описаны не только факты биографии самой актрисы. Варлей также попыталась воссоздать атмосферу того времени, в котором проходили ее детство, юность, молодость и зрелость.

Родители ужаснулись и содрогнулись: «умненькая и талантливая девочка» вдруг пошла в цирк — притом что у меня была боязнь высоты!

— Это и история моих близких, и моя родословная, и встречи с замечательными людьми. Очень многое не вошло в книгу, так как она и так получилось довольно объемной. Несколько глав мне даже пришлось изъять, но они могут вполне существовать отдельно, в них я рассказывала о моих замечательных партнерах: о Вячеславе Шалевиче, Саше Белявском, Аллочке Балтер, и это дает мне повод и надежду начать готовить новую книгу. (Улыбается.) Кстати, одним из первых я дала прочитать автобиографию режиссеру Коле Лебедеву, с которым работала над «Волкодавом» и с которым много лет дружу. Мне было интересно, что он скажет. А он даже написал отзыв, который стал предисловием.

Выбор своего пути

Варлей признается, что связать свою жизнь с цирком она решила еще в восемь лет, когда впервые попала на цирковое представление с двумя выдающимися артистками тех лет.

— Несмотря на то что давно ушла из цирка, он для меня по-прежнему идеализирован. Он остается для меня таким же, каким его увидела впервые в детстве, — рассказала Наталья Владимировна. — Я занималась музыкой, рисунком и росла совершенно неспортивной девочкой. Но когда впервые увидела цирковое представление, то сказала родителям, что стану воздушной гимнасткой, как Раиса Немчинская, либо укротительницей тигров, как Маргарита Назарова. Немчинская тогда выступала в первом отделении. Необыкновенно красивая женщина — брюнетка с гладко убранными назад волосами в белом трико под куполом цирка выполняла сложнейшие трюки на трапеции. А во втором отделении на арену выходила дрессировщица тигров Назарова — нежная, хрупкая блондинка, — и тигры буквально падали на арене от ее красоты и женственности… Родители тогда, после объявления моего решения, просто улыбнулись…

Но постепенно мечты юной Наташи стали осуществляться.

— Сначала я поступила в детскую студию при цирке, мне тогда было 12 лет. Занималась в ней два года, и там же познакомилась с Юрием Владимировичем Никулиным. А потом узнала, что недалеко от станции метро «Белорусская» в Москве есть единственное в мире цирковое училище. И мы с подругой в него поступили. Тут уже мои родители ужаснулись и содрогнулись: «умненькая и талантливая девочка» вдруг пошла в цирк — притом что у меня была боязнь высоты! Так я стала воздушной гимнасткой и работала под куполом, пока кино меня не «выкрало». А потом поступила в Щукинское театральное училище при театре имени Вахтангова на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева. Вместе со мной учились Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырев, Володя Тихонов и много других талантливых ребят. Первое время очень тосковала без цирка, плакала ночами, понимая, что он остался в прошлой жизни. Я ходила на все представления, приучила к любви к цирку всех своих сокурсников. Потом они даже стали ходить в него уже без меня и общаться с моими цирковыми друзьями. И сейчас двое моих самых близких друзей — это мои бывшие цирковые сокурсники.

Грин и девичье разочарование

Еще одной страстью будущей актрисы было чтение. К 14 годам девушка перечитала уже всю классику. Кроме того, Варлей сама пишет стихи — потрясающие, очень трогательные.

— Когда я была совсем юной и окончила первый курс циркового училища, студенты пригласили меня сняться в главной роли в экранизации рассказа Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери». Сыграть роли Тави, — вспоминает Варлей. — Фильм назывался «Праздник». И я тогда открыла для себя Грина. Но потом нашелся противник этого писателя. Когда мне было лет 18—19, я снималась вместе с Леней Куравлевым. Он меня спросил, что я люблю читать. Я ответила, что мне очень нравятся Достоевский и Грин. И тогда он сказал: «Достоевского — это понятно, а вот Грина зачем ты читаешь? Я Грина ненавижу: он обманщик!» Я тогда ахнула: как такое может быть? Леня — интеллигентный, тонкий человек. Но с годами я поняла, что он хотел мне сказать этой фразой. Ведь «Алые паруса» не ко всем девушкам и не всегда приходят, и они начинают разочаровываться, а желание встретить принца уже сформировано. И на следующий день после нашего диалога Куравлев мне принес книгу «Подводя итоги» Сомерсета Моэма. Потом я еще шутила, что в столь юном возрасте он мне предложил уже подвести итоги. Но книгу я прочитала, и она мне понравилась.

Тяжелые 90-е

С особой грустью Наталья Владимировна вспоминает о непростом времени конца ХХ века, когда не было достойных и интересных предложений о работе — искусство в стране переживало кризис. Но несмотря на все это, актриса никогда не допускала мысли об отъезде из России.

Наталья Варлей с младшим сыном Александром.

— Все тяготы 90-х лет я пережила в Москве, в своей квартире на Смоленской набережной, — продолжила актриса. — Видела из окна, как танки как палят по Белому дому. Это, конечно, очень тяжелое время. Но одновременно оно и одно из самых счастливых для меня. Я продолжала учиться в Литературном институте. И когда кино плавно катилось к закату и фильмы снимались довольно слабые, я дублировала чужие картины. У меня была своя квартира, два замечательных сына, кошка и собака, и я думала: «Какая же я счастливая!» До того, как случился дефолт, я копила на загородный домик, о котором мечтала долгое время. Но эти деньги в одночасье превратились в ноль. Я пришла в сберкассу, которая находилась на Новинском бульваре напротив дома, в котором я сейчас живу. Стояла у нее три дня. Но двери захлопнулись, и я поняла, что осталась и без денег, и без домика. На ватных, не сгибающихся ногах я пошла домой, думая, как жить дальше. Но пока шла — стала прозревать. Ну, пропали деньги! Но я-то жива! Руки и ноги у меня есть, я работаю, у меня двое прекрасных детей, живы родители, у меня есть маленькая, но своя квартира! А деньги заработаются. Поэтому я — счастливый человек! Все в жизни познается в сравнении. И материальные потери — это не самое страшное…

Гавань Успенского

Особое место для актрисы занимает ее участие проекте Эдуарда Успенского «В нашу гавань заходили корабли». Сначала он представлял собой радиопередачу, а потом стал и программой на телевидении. Основной идеей была популяризация «дворовой» песни — городского шансона. Успенский являлся автором и ведущим проекта, а Наталья Варлей — его частой гостьей.

Руки и ноги у меня есть, я работаю, у меня двое прекрасных детей, живы родители. А деньги заработаются. Поэтому я — счастливый человек!

— Мы как-то гуляли с младшим сыном на даче, переходили по какому-то мостику, а навстречу нам по этому мостику едет Эдик Успенский, — вспоминает артистка. — Мы с ним были давно знакомы. Он меня поприветствовал: «Натуля, как дела? Скажи, пожалуйста, ты знаешь какие-нибудь дворовые песни?» Я ответила, что, конечно, знаю: мы с сестренкой пели очень много всяких песен в детстве. А он как раз начинал тогда работать над передачей «В нашу гавань заходили корабли». Это были 90-е годы, когда люди стали терять из виду своих любимых артистов, а кино тогда снималось в основном коммерческое. И Эдик решил вернуть на экран ностальгические песни нашей юности и тех актеров, которых всегда хотели видеть зрители. Помню, на первую передачу я так старательно одевалась, гримировалась, приводила себя в порядок, а потом выяснилось, что это радиоэфир! (Смеется.) Но тем не менее мы все встретились: Гриша Гладков, Эдик Успенский, Саша Шевченко — и приехали на радио. Стали вспоминать песни, и я как-то сразу попала в эту интонацию. Мы много колесили по стране… Помню, мы собрались в Доме журналиста, и весь зал вместе с нами пел! В передаче в разные времена участвовали и Коля Караченцов, и Юра Чернов, и Ира Муравьева, и Владимир Меньшов, и Юрий Никулин, и многие другие. Все они с радостью вспоминали песни своего детства, и передача была очень любима народом. Сначала она выходила на радио, а потом стала идти уже на телевидении…

Вселенная вокруг и внутри

За свою жизнь Наталья Владимировна очень много путешествовала. Она с улыбкой замечает, что объездила почти весь земной шар.

Актриса представляет поклонникам свою автобиографическую книгу.

— Мне легче назвать те страны, в которых я не была, — призналась Варлей. — В советские времена много ездила на фестивали отечественных фильмов. Объездила всю Африку, Азию и Латинскую Америку. Но я не знаю, что сейчас происходит в некоторых странах. Потому как с тех пор мир немного изменился. Например, я дважды была на Шри-Ланке, которая раньше называлась Цейлон. И когда я прилетела туда в первый раз, мы с актрисой Аленой Чухрай бежали по берегу океана и восторженно кричали от счастья: «За что нам эта красота?!» Это было ощущение рая на земле! А когда я прилетела туда уже во второй раз, с Аликом Филозовым, тоже на фестиваль, там шла война между тамилами и сингалами, и все в стране стало другим. Даже климат как будто поменялся: небо затянулась тучами, шел дождь, нам не разрешали выходить из отеля. И той радости, которую я испытала с Аленой, во второй раз у меня уже не было. Мне очень понравились Боливия, Лаос, интересны многие экзотические африканские страны. А вообще я очень люблю открывать для себя новые, совершенно непохожие на нас места, государства с другим образом и ритмом жизни. Это, как ни странно, помогает лучше понять себя…

“Я плакала”: Несподівана пропозиція вибила Варлей з колії

Артистка зробила несамовите визнання. Наталія Варлей втратила мрію через акторську кар’єру.

У юності Наталя Варлей точно знала, ким хоче бути і чого хоче досягти. У планах вона мала літати під куполом цирку і виконувати акробатичні трюки. Спеціально для цього майбутня зірка радянського кіно закінчила циркове училище, тому мала всі шанси здійснити бажане. Однак мрії судилося зникнути — Наталія Варлей відмовилася від кар’єри циркової артистки, отримавши несподівану пропозицію.

Знаковим моментом у долі знаменитості став кастинг у “Кавказьку полонянку”. Вона пройшла конкурсний відбір лише заради цікавості, всерйоз не плануючи ставати кінозіркою. Коли Наталія Варлей затвердили на роль “спортсменки, комсомолки та просто красуні”, вона зазнала шоку. “Я плакала. Не хотіла зніматися”, – оголосила заслужена артистка РРФСР в ефірі програми “Сьогодні ввечері”.

Наразі 73-річна зірка радянського кіно все ще не впевнена, що зробила правильний вибір, погодившись працювати у картині Леоніда Гайдая. Назвати участь у фільмі щасливою нагодою актриса не може. Незважаючи на всесоюзну славу та суспільне визнання, Наталія Варлей зрадила професію мрії, яку вважала своїм призначенням. Поєднувати кар’єру кінозірки та циркової артистки було неможливо.

Про автора

admin administrator