Що означає таравих

Авторadmin

Що означає таравих

Почему таравих-намаз привлекает так много верующих?

В 2024 году первый намаз-таравих читается 10 марта, последний – 8 апреля. Определить время наступления молитвы-таравих Вам поможет наше расписание намазов, в котором представлены все города РФ и большинства мусульманских стран СНГ.

С наступлением священного для всех мусульман месяца Рамазан каждый вечер читается специальный намаз – таравих. Его выполнение обязательно в степени сунна-муаккада как для лиц мужского пола, так и женского. Сунна-муаккада означает, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) практически никогда не пропускал эту молитву.

Рамазан – это тот месяц, когда мусульмане должны прилагать ещё больше усилий по изменению самих себя в лучшую сторону. На это, в частности, направлена духовная практика, которую верующие совершают. Известно со слов Айши (р.а.), что Пророк Мухаммад (с.г.в.) стремился проявлять столько усердия в Рамазан, сколько не делал в предшествующие месяцы (хадис от Муслима).

В сводах имамов Бухари, Муслима, Тирмизи, Насаи и Абу Дауда приводится хадис, в котором Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) напутствовал: «Тот, кто сумеет выстоять все молитвы таравих в месяц Рамазан и будет надеяться на награду за это, ему будут прощены все доселе совершённые грехи». Это изречение прекрасно иллюстрирует, насколько высоко положение этой молитвы.

Условия молитвы таравих

Таравих обычно читается по завершении ночного намаза (иша) до наступления утренней зари. (Однако если ночь длинная, допустимо чтение в любой иной её отрезок). Молитва витр следует после таравиха.

Этот вид поклонения мусульмане совершают либо коллективно, либо индивидуально. Однако для укрепления связей с братьями и сёстрами по вере (пусть и опосредованно – ведь в рамках намаза верующие не могут напрямую общаться друг с другом) рекомендуется читать джамаатом, тем более обычно в мечеть на таравих в настоящее время приходит большое количество правоверных.

Многие современные учёные считают, что это касается также женщин, исповедующих ислам. Муж не имеет никакого права запрещать своей супруге ходить в мечеть, если только для этого нет объективных обстоятельств, как, например, болезнь ребёнка или его самого, необходимость ухода за тяжелобольными или пожилыми родственниками.

Порядок совершения таравих-намаза

Относительно количества ракаатов в этом намазе у богословов наблюдается консенсусное мнение, что их должно быть двадцать. Тем не менее, часто можно встретить в разных источниках сведения о том, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) практиковал чтение восьми ракаатов таравих намаза. Закрепление нормы о необходимости совершать 20 ракаатов произошло во времена второго праведного халифа Умара (р.а.). До этого верующие часто совершали этот намаз небольшими группами. Заслуга Умара (р.а.) в том, что он объединил мусульман в совершении молитвы, являющейся одним из олицетворений священного Рамазана.

В то же время в рамках маликитского мазхаба существует мнение о необходимости совершать таравих посредством 36 ракаатов. Причина этой особенности заключается в том, что жители Медины по вполне понятным причинам были лишены возможности совершать таваф вокруг Каабы после чтения каждых четырёх ракаатов таравиха, как это обычно делали мекканцы. Как известно, в рамках маликитского мазхаба особый акцент делается на практике ансаров – сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) из числа мединцев.

Совершать намаз таравих можно как по два ракаата, так и по четыре. Однако большинство мусульманских богословов склоны считать, что салям надо давать после каждых двух ракаатов, тогда как после четырёх следует сделать дуа и прославлять Творца. Этот небольшой перерыв после четырёх ракаатов молящиеся могут использовать и для обновления состояния ритуальной чистоты (тахарат), и для утоления жажды, короткого отдыха.

В некоторых мечетях распространена практика полностью прочитывать Коран (араб. «Хатм уль-Кур’ан») в ходе таравих намазов всех ночей благословенного месяца ислама. После этой молитвы обычно и намаз витр так же читается вместе с джамаатом. Имам громко читает суры в кыяме (стоянии), при этом дуа-кунут не должна произноситься вслух.

Как было сказано выше, между каждыми четырьмя ракаатами верующие делают дуа и произносят слова восхваления Аллаха. Приведём здесь один из примеров с видео:

Субханя зиль-мульки уаль-малякуут. Субханя зиль-гыйззати уаль-газамати уаль-кудэрати уаль-кибрийааи уаль-джабаруут. Субханяль-маликиль-хайииль-лязи ля ямуут. Суббухун куддусун раббуль-маляя икяти уар-рух. Ляя иляяхэ илля-Ллааху, настагфируЛлаах, няс’элукяль-джаннятя уа нагуузу бикя минян-нар

Перевод: «Свят и пречист Обладатель земного и небесного могущества. Свят и Пречист Тот, кто обладает всем величием, силой и нескончаемой мощью. Свят и Пречист Тот, Кто является Господином всего живого и Кто никогда не познает смерть. Ему принадлежит вся похвала и святость. Он Властелин всех ангелов и святого Духа [ангела Джабраила]. Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Просим простить нас и помиловать, о Господь! Только у Тебя мы смеем просить Райской обители и к Тебе прибегаем, надеясь удалиться от Огненной Геенны».

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Молитва (намаз) Таравих

Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.

Данная молитва Таравих [1] является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» [2].

Время выполнения молитвы Таравих наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления утренней зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально.

Сегодня, когда люди словно пребывают в прострации [3], в условиях духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как Таравих, способствует появлению чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома»[4].

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба»[5]. Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны[6]. В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах»[7]. Однако ритуал Таравиха, состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода[8].

Совершается молитва Таравих после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву Таравих до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно[9]. По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге. Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

سُبْحَانَ ذِي الْمُلْكِ وَ الْمَلَكُوتِ

سُبْحَانَ ذِي الْعِزَّةِ وَ الْعَظَمَةِ وَ الْقُدْرَةِ وَ الْكِبْرِيَاءِ وَ الْجَبَرُوتِ

سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلاَئِكَةِ وَ الرُّوحِ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ ، نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَ نَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ

Транскрипция: «Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут. Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут. Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух. Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар…»

Перевод: «Свят и Идеален тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада…» «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?» В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух».

Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб». Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и со словами «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

Вопросы по теме (ответы имама на вопросы о намазе Таравих)

1. Какие дополнительные намазы читают во время поста?

2. Я хочу после тахарата (омовения) прочитать дополнительный намаз. Какими должны быть слова намерения? В.

1. Таравиха, Витра и Тахаджуда достаточно.

2. Обычное намерение на два ракяата дополнительной молитвы[10].

Уважаемый имам, когда восполняешь пропущенные дни поста, можно ли совершать пропущенную молитву Таравих? Э.

Дни обязательного поста необходимо восполнять, но Таравих восполнять не нужно. Таравих относится к категории дополнительных молитв, а не обязательных.

Можно ли читать Таравих в 8 ракяатов или в 12? Зияадулло.

Можно читать 8 (это больше соответствует мнению шафиитского мазхаба), а можно и 20, на чем сделали акцент ученые ханафитсткого мазхаба.

Сейчас, во время Рамазана, читают молитву Таравих. В ближайшей мечети города, где я живу, прихожане договорились за весь намаз прочитывать один джуз Корана. Но сам имам читает джуз во время Таравиха с книги — в одной руке Коран, другая на поясе. И так весь намаз. Насколько я понимаю, Пророк так не делал, он знал Коран наизусть и не умел читать. Вопрос: была ли такая практика у сподвижников или у праведников, признанных ученых? Может, стоит посещать другую мечеть на время данного намаза?

Такое возможно (по мнению некоторых ученых-суннитов), но обычно ставят Коран на специальную подставку, дабы освободить руки и не делать лишних движений в молитве-намазе. Если продолжительность молитвы Таравих в ближайшей мечети вас устраивает, тогда нет необходимости идти в другую.

Дозволено ли в Таравихе читать суры, глядя в Коран? Ильдар.

По мнению некоторых ученых такое возможно.

Должны ли женщины совершать Таравих? Если да, то можно ли совершать его дома, одной? Ая.

Как для мужчин, так и для женщин совершение данной молитвы-намаза является сунной, то есть желательным действием. Вы можете совершить ее дома, одна.

Почему в этом году в вашей мечети до Таравиха не читалась проповедь? С чем это связано?

Канонической необходимости в этом нет, а потому имам может читать ее, если видит потребность, а может и не читать.

Если я намереваюсь сделать Таравих-намаз в 20 ракяатов, то как их читать? По 2 ракяата (10 раз) или по 4 ракяата (5 раз)? Какие молитвы и ду‘а читать в перерывах?

Все это на ваше усмотрение.

Читается ли Таравих в последний день поста, ведь вечером начинается первый день следующего месяца? Тимур.

Вы правы, в последний день поста молитва Таравих не читается.

Можно ли мне ездить на Таравих в мечеть, если я не держу пост? У меня лечение, в течение которого необходимо месяц пить лекарства. Есть большое желание держать уразу, но врач сказал, что надо пропить курс, а то не будет пользы от предыдущих двух недель принятия лекарств. Меня терзают сомнения и мне неудобно и непривычно, что не держу пост, хотя сам понимаю и чувствую, что лекарства необходимо пропить. У.

Можете ездить на Таравих.

В мечети нашего города после Таравиха имам зачитывает хадис о вознаграждении, получаемом человеком, пришедшим на намаз. И причем это относится к каждому дню на протяжении всего месяца поста. Скажите, правда ли это? Слышали ли вы такие хадисы? Рамиль.

Достоверных хадисов по этому поводу нет.

Недавно наткнулась на статью в местной газете, где подробно описывались вознаграждения каждой ночи за чтение молитвы Таравих во время поста. Например, в первый день месяца Рамадан прочитавшему Таравих Всевышний простит все его грехи, во второй день Аллах простит все грехи родителей читавшего Таравих и так далее до конца поста. Расскажите об этом подробнее. Еркежан, Казахстан.

В Коране и достоверной Сунне об этом не говорится.

Мы с друзьями на второй день поста опоздали на молитву ‘Иша, сразу же встали с джамаатом на Таравих-намаз. Считается ли фард молитвы ‘Иша пропущенным или его вместе с сунной можно совершить после Таравиха и Витра? Мурат.

Пятая обязательная молитва не считается пропущенной, вам необходимо совершить ее после Витра. На будущее: если вы опаздываете, то в первую очередь отдельно от имама совершаете пятую молитву и только после присоединяетесь к Таравиху.

Я езжу на Таравих в мечеть. Домой приезжаю около полуночи. Моя супруга жалуется на то, что я каждый вечер ухожу в мечеть, а когда прихожу, то ложусь спать. Ей не хватает времени, которое я с ней провожу. Мне же очень нравится совершать Таравих в мечети, я ждал этого весь год. Как мне лучше поступить? Отвергнуть ее претензии и, несмотря на ее обиду, пойти в мечеть или ходить в мечеть через день, как я сейчас и делаю? Искандер.

Обязательно ходите в мечеть, это зарядит вас позитивно, облагородит и положительно настроит на весь последующий год. Что же касается супруги, то настоятельно советую найти мою книгу «Семья и Ислам», которая откроет вам глаза на многие тысячи обстоятельств семейной жизни. То, что ваш поход в мечеть раздражает супругу, говорит об очень низком уровне взаимопонимания между вами. Этот пробел необходимо восполнить за счет знаний и опыта других.

Хазрат, почему вы раньше читали Таравих-намаз в 20 ракяатов, а сейчас в 8 ракяатов? Разве можно так? Я послушал одного знаменитого хазрата, он говорит, что так нельзя. Ответьте, пожалуйста, это для меня и моих друзей очень важно! Махмуджон.

В последние два года (2010, 2011 гг.) мы перешли на 8 ракяатов по той простой причине, что большинство прихожан нашей мечети — это работающие люди, а не пенсионеры. Читая 8 ракяатов, мы завершаем за полночь, а читая 20 ракяатов, получится и того позднее. К тому же учитывайте, что людям в 3 часа ночи вставать на утренний прием пищи, а потом в 7 утра ехать на работу. Наиболее известными с точки зрения Сунны являются два варианта — 8 и 20 ракяатов. На период, пока пост приходится на летнее время, согласовав наше решение с муфтием, мы проводим в нашей мечети только 8 ракяатов Таравиха. Желающие могут дочитывать дома до 20. В религиозной практике я следую ханафитскому мазхабу, но не являюсь строгим приверженцем мнений лишь одного мазхаба, тем более когда эти мнения могут серьезно затруднить жизнь простым верующим. Религия дана нам в легкость, а потому нужно все разумно соизмерять. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: (1) «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте»[11]. (2) «Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет»[12]. (3) «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!»[13] (4) «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[14]. (5) «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды»[15].

Проблема в том, что во время Таравиха из-за непонимания смысла читаемого мысли уходят в сторону. Бывает, что почти засыпаешь. Дома, когда читаю намаз, после арабского читаю и его перевод. Посоветуйте, как справиться с проблемой. Надим.

Меньше есть во время разговения.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Таравих (араб.) — множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».

[3] Прострация — состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.

[4] Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.

[5] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.

[6] Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.

[7] Совершение в Таравихе двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.

[8] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.

[10] Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2». С. 263.

[11] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 590, хадис № 10010, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 50, хадис № 69; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 40–42, хадисы № 6 (1732), 7 (1733), 8 (1734)

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

[13] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № (2670) 7.

[14] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих».

[15] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1738, «сахих».

Про автора

admin administrator