Як правильно написати Ля іляха ілля Ллах

Авторadmin

Як правильно написати Ля іляха ілля Ллах

Як правильно написати Ля іляха ілля Ллах

Свидетельство веры «Ля илаха иллялах» (Нет бога кроме, Аллаха) – это первое, что определяет мусульманина, это уверование сердцем, в эти словах заключена истина. «Ля иляхха илляЛлах» – это ключ от рая. Произнесение шахады подразумевает исполнение определенных условий: 8 условий «Ля иляхха илляЛлах»: 1. Аль-ильм – знания.
2. Аль-йакин – уверенность.
3. Аль-ихлас – искренность.
4. Аль-сидк – правдивость.
5. Аль-махаба – любовь.
6. Аль-инкыяд – покорность.
7. Аль-кабул – принятие.
8. Аль-куфр бит-тавагит – отрицание многобожия. 1. Знания (аль-ильм) – противоположное невежеству. Тот, кто произносит шахаду, должен знать, что значит и влечет за собой это выражение. Это знание должно заключаться как в сердце. Если же человек произносит «Ля илаха илляЛлах» без знания его смыла, он не исполняет данное условие. Шахада подразумевает знание Аллаха, концепции поклонения и понимания основы ислама. Такое знание приводит к полному подчинению и направлению своих намерений только на довольство Аллаха Всевышнего. В Коране сказано: Знай же, что нет божества, кроме Аллаха (47:19). Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, кто встретит Аллаха, не приобщая к Нему ничего, войдет в Рай». Тот, чьи последние слова были: «Ля иляха илля-Ллах», войдет в Рай». 2. Аль-йакин – уверенность – противоположность сомнению. Человек не должен испытывать каких-либо сомнений при свидетельстве веры, его убеждение в том, что он произносит сердцем должно быть твердым. Аллах – един и никто не достоин поклонения, кроме Аллаха. В Коране сказано: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (49:15). В хадисе сказано: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, и если раб встретит Аллаха, не сомневаясь в этих словах, то он обязательно войдет в рай». 3. Искренность (аль-ихлас) – противоположное ширку. Искренность заключается в том, чтобы избегать показухи и направлять все свои деяния лишь к довольству Аллаха. Человек не в состоянии обмануть Всевышнего, который все видит и знает, и проявляя неискренность, он лишь впадает в большой грех лицемерия перед Аллахом. В Коране сказано: «Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:11). Ширк – противоположное искренности. Неискренний человек наряду с Аллахом будет делить искренность между Аллахом и другими ложными богами, и такое поклонение перейдет в многобожие. В Коране сказано: «Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете» (39:14)
В хадисе сказано: «Самые счастливые люди (в день Суда) – под моим заступничеством, и это те, кто сказал: «Нет бога кроме Аллаха» искренне от сердца». 4. Аль-сидк – правдивость – противоположное лжи. Правдивость и честность является залогом правильного понимания свидетельства. Она укрепляет стремление верующего к знаниям о Его Господе. В Коране сказано: «Лицемеры говорят одно, но в сердцах у них другое, как сказано в Коране: Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах» (48:11). Правдивость – в сердце. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто правдиво от всего сердца засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб и посланник Его, Аллах запретит огню касаться его». Когда любовь к Аллаху заполняет сердце, душу заполняет честность и правдивость в отношении поклонения и деяний. «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (26:88-89). 5. Аль-махаба – любовь – противоположное ненависти. Любовь в исламе означает любовь к Аллаху и Его Посланнику (мир ему), любить то, что любимо Аллахом и ненавидеть то, что нелюбимо Аллахом. В хадисе сказано: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь». Любовь к Аллаху и Его посланнику (мир ему) заключается в следовании их предписаниям. В Коране сказано: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения» (2:165). Чем больше человек узнает Аллаха, его прекрасные имена и качества, тем больше он проявляет любви к Нему, его любовь укрепляется. Это заставляет верующего больше стремиться к довольству Всевышнего, совершать большее поклонение и больше благого. Любовь к Аллаху Всевышнему приводит к счастью в обоих мирах. 6. Аль-инкыяд – покорность. Если человек осознал и искренне принял эти слова, то это обязательно отразится на его деяниях и выразится в подчинении Аллаху. Покорность и подчинение Аллаху – предписание веры, которая заключается в следовании предписаниям, отдалению от недозволенного Аллахом. В Коране сказано: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять, а решение всех дел – за Аллахом» (31:22). В Коране сказано: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36). Подчинение и покорность Аллаху – для самой же пользы и блага человека, поскольку Аллах знает лучше. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока его стремления не будут соответствовать тому, с чем я пришел». 7. Аль-кабул – принятие. Осознание основы веры должны подкрепляется смиренным принятием этой истины. Принятие «ля иляха иллялах» защищает мусульманина от горделивости, высокомерия и невежества: «Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», – они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?» (37:35) Свидетельство подразумевает принятие ислама – как единственного правильного образа жизни, а его предписания – истиной от Аллаха, следование которым приведет к Его довольству. Посланник Аллах (мир ему) сравнил принявших и отклонивших истину: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям) подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) ее была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям». 8. Аль-куфр бит-тагут – отрицание многобожия. Произнесший свидетельство сердцем, верит, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха. В Коране сказано: «Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (2:256). Сайда Хайат

Смотрите также:

Читайте также:

Призывает ли Ислам к войне?

Следуем Сунне: дуа для исцеления

Совершай намаз ад-духа и стань богатым!

Возможна ли, с точки зрения ислама, дружба между мужчиной и женщиной?

Правда ли, что Всевышний воскресит людей именно из копчика?

Исламская линия доверия: “Стоит ли мне рассказать об этом грехе своему мужу?”

Лучшая дуа для последних 10 дней Рамадана

Аяты Корана, которые исцеляют

©2024 Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”

«Ля иляха илля Ллах» — смысл, столпы и условия шахады

«Ля иляха илля Ллах» — свидетельство (шахада) — это основа религии Ислам, то, к чему призывал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, следуя в этом за предыдущими посланниками и пророками. Но какой же смысл несет в себе это свидетельство? Что из призыва Пророка ﷺ понимали курайшиты-многобожники, и почему они не желали произносить этого свидетельства?

Данные лекции ориентированы на мусульман и интересующихся Исламом. Главная цель данных лекций донести истинный смысл шахады «Ля иляха илля Ллах», который в наше время, к большому сожалению, не знают даже многие мусульмане. Также в лекциях разъясняются столпы и условия шахады «Ля иляха илля Ллах».

В обоих сборниках «ас-Сахих» сообщается со слов ‘Итбана ибн Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах сделает запретным для огня того, кто скажет: „ля иляха илля Ллах“, стремясь к лику Аллаха!» аль-Бухари 415, Муслим 33.

Лекции подготовил: Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах.

معنى شهادة أن لا إله إلا الله

01. Важность свидетельства «Ля иляха илля Ллах».

  • Важность знания тафсира этого свидетельства.
  • Это свидетельство является вратами вхождения в Ислам.
  • Это свидетельство является причиной либо вечного пребывания в Раю, либо в Аду.
  • Что такое вечность? Пример вечности.
  • Хадисы о том, что тот, кто скажет «Ля иляха илля Ллах», то это обязательно ему когда-нибудь поможет.
  • Человеку стоит задуматься о своей короткой жизни и о вечности.

02. Каков смысл двух свидетельств?

  • Почему мы должны поклоняться только Одному Аллаху?
  • Смысл второй части свидетельства — «Мухаммадун расулю Ллах».
  • Многие люди заявляют, что любят Аллаха. Но никто не задается вопросом: «А любит ли тебя Аллах?»
  • На Пророка ‎ﷺ не возложено ничего, кроме передачи откровения.
  • Если человек не следует за тем, что передал посланник Аллаха ‎ﷺ, то он следует своим страстям.
  • Задай себе вопрос: смог ты бы объяснить смысл двух свидетельств человеку, который хочет принять Ислам?

03. Призыв к свидетельству должен быть подробным.

  • Призыв следует начинать с себя и своих семей.
  • Призыв к свидетельству должен быть подробным, а не должным быть общим. Что это значит?
  • Пример подробного призыва на молитве.
  • Человек должен знать о смысле свидетельства, его столпах, его условиях и о том что делает свидетельство недействительным.

04. Свидетельство указывает на три вида таухида.

  • «Ля иляха илля Ллах» указывает на все три вида таухида.
  • Признание господства Аллаха и Его имен и атрибутов требует признание того, что Он Один достоин поклонения.
  • Таухид и все его виды содержатся в свидетельстве «Ля иляха илля Ллах».
  • Откуда ученые взяли, что таухид бывает трех видов? Пример на арабском языке.
  • Пример того, что таухид бывает трех видов, на делении шариатских наук.

05. Что значит «свидетельствовать»?

  • Свидетельство (шахада) в арабском языке не называется свидетельством, пока не будет содержать в себе 3 вещи.
  • Первое: Знание о содержимом свидетельства.
  • Второе: Убежденность (отсутствие сомнения).
  • Третье: Сообщение языком о том, что в его сердце (тот, кто не произносит его, не мусульманин).
  • Просто слов не достаточно. Пример Абу Талиба.
  • Пример Фараона, который произнес свидетельство, но было уже поздно.
  • Кто считается мусульманином у Всевышнего Аллаха?

أركان شهادة لا إله إلا الله

06. Столпы шахады «Ля иляха илля Ллах».

  • Что свидетельство требует от человека?
  • Какие столпы у свидетельства «Ля иляха илля Ллах»?
  • Почему так важно понимать два столпа шахады: отрицание и утверждение?
  • Опасность положения того, верит в Аллаха, но не порицает сердцем другие объекты поклонения, кроме Аллаха.
  • Доказательства на эти два столпа из Корана.
  • Доказательства на эти два столпа из Сунны.
  • Последствия неправильного понимания смысла свидетельства и его столпов.

شروط شهادة أن لا إله إلا الله

07. Условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах».

  • Повторение смысла двух свидетельств.
  • Повторение столпов свидетельства.
  • У свидетельства есть семь условий. Пример на условиях молитвы.
  • Побуждение прослушать уроки «Условия свидетельства».
  • Первое условие: знание /’ильм/, исключающее невежество /джахль/.
  • Второе условие: убежденность /йакын/, исключающая сомнения /шакк/.
  • Третье условие: искренность /ихлас/, исключающая все, что ей противоречит — многобожие /ширк/.
  • Четвертое условие: правдивость /сыдк/, исключающая лицемерие /нифак/.
  • Пятое условие: любовь /махабба/, несовместимая с ненавистью /бугд/ или неприязнью /курх/.
  • Шестое условие: принятие /кабуль/, несовместимое с отвержением /радд/.
  • Ислам в общем состоит из двух вещей: сообщений /ахбар/ и постановлений /ахкам/.
  • Следует принять эти две вещи сердцем /ильтизам/.
  • Седьмое условие: повиновение /инкыяд/, исключающее непокорность /тарк/.
  • Первый, кто противоречит седьмому условию — это тот, кто совершает многобожие /ширк/.
  • Второй, кто противоречит седьмому условию — это тот, кто не поклоняется Аллаху вообще.
  • Принятие является основой, а повиновение — плодом этой основы.

08. Посредничество между людьми и Аллахом.

  • Арабы-курайшиты прекрасно понимали свидетельство «Ля иляха илля Ллах».
  • В наше время следует подробно рассказывать людям о шахаде.
  • Глава: Толкование таухида и свидетельства «Ля иляха илля Ллах».
  • Тафсира аята «Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к своему Господу — кто из них ближе,— надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа следует остерегаться!» (аль-Исра, 57).
  • Правило: «Тот, кто сам поклоняется, не достоин того, чтобы ему поклонялись».
  • Пользы, извлекаемые из этого аята и соответствие данного аята этой главе.
  • О двух видах посредничества между нами и Аллахом и в каких случаях их отрицание или утверждение будет неверием /куфр/.

09. Всевышний Аллах ведет единобожника прямым путем.

  • Тафсир аятов «И вот сказал Ибрахим отцу своему и народу: «Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня. Поистине, Он поведёт меня по прямому пути!»» Сура «аз-Зухруф», аяты 26-27.
  • Что значит «непричастность» /бараа/?
  • Достоин поклонения только Тот, Кто является Создателем.
  • Что значит «поведет меня прямым путем»?
  • Как ведение по прямому пути зависит от приверженности единобожию?

10. Разъяснение вопросов дозволения /тахлиль/ и запрещения /тахрим/ чего-либо.

  • Аят «Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» Сура «ат-Тауба», аят 31.
  • Смысл данного аята.
  • Что значит дозволение запретного /тахлиль/ и запрет дозволенного /тахрим/?
  • В быту все является дозволенным, кроме того, что запретил Аллах.
  • В поклонении все является запретным, кроме того, что узаконил Аллах.
  • Разница между подчинением в убеждении и подчинением в действии.
  • Соответствие данного аята этой главе.

11. Как не попасть в ширк в вопросе любви?

  • Тафсир аята «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха» Сура «аль-Бакара», аят 165.
  • Сердце является правителем органов. То, что в сердце должно проявляться на органах.
  • Примеры, показывающие, что те, кто говорит «Главное, чтобы вера была в сердце» и при этом ничего не делают, явно заблуждаются.
  • Нет пользы от веры в посланника ﷺ, если человек не поклоняется Аллаху.
  • Соответствие данного аята этой главе. Если человек любит Аллаха, то он будет делать то, что Ему любимо.
  • Почему мы любим кого-то?

12. Важность отречения от многобожия и от тех, кто его совершает.

  • Шарх хадиса Пророка ‎ﷺ: «Будет неприкосновенным имущество и жизнь того, кто сказал «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха» и отрёкся от поклонения всему, кроме Аллаха. А расчет его будет перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик». Муслим, 23.
  • Почему Пророк ‎ﷺ еще раз сказал «кто отрекся», ведь отречение уже есть в шахаде?
  • В наше время есть люди, которые говорят «Ля иляха илля Ллах», но при этом не отрекаются от других объектов поклонения.
  • Говорить про христиан и иудеев, что они неверующие не является агрессией.
  • Опасное положение того, кто не порицает ширк хотя бы сердцем.
  • Почему у многих мусульман нет неприязни к многобожию?
  • Побуждение переезжать туда, где живет побольше мусульман.
  • Шайтан будет делать все, чтобы мусульманин не переехал из местности, где живут многобожники.
  • Береги свою религию и религию своих детей.
  • Что значит «Будет неприкосновенным имущество и жизнь»?
  • Что значит «А расчет его будет перед Аллахом»?
  • Соответствие данного хадиса главе «Смысл таухида и свидетельства «Ля иляха илля Ллах».
  • Почему многобожники нашего времени хуже многобожников прошлого?

Смысл слов «Ля иляха илля Ллах» и предостережение от поспешного обвинения в неверии

Выражение «ля иляха илля Ллах» означает «нет абсолютно никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха». Тем самым исключается то, чему поклоняются ошибочно – идолы и звёзды. Всевышний сказал: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него…» (Аль-Бакара, аят 163), а также: «Следуй тому, что дано тебе в откровении от твоего Господа. Нет божества, кроме Него. И отвернись от многобожников» (Аль-Анам, аят 106); «А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, чтобы к нему приобщали сотоварищей!» (Ат-Тауба, аят 31); «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Таха, аят 14); «Таков Аллах – ваш Господь, Творец всякой вещи. Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвёрнуты от истины!» (Гафир, аят 62); «Он – Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру» (Гафир, аят 65); «Скажи: “Чьё свидетельство является самым важным?” Скажи: “Аллах – Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт. Неужели вы действительно свидетельствуете, что наряду с Аллахом существуют другие боги?” Скажи: “Я не свидетельствую об этом”. Скажи: “Он является Единственным Богом, и я не причастен к тому, что вы приобщаете ему в сотоварищи“» (Аль-Анам, аят 19)».

И многобожие, которое Всевышний не прощает и за которое навечно отправляет в Геенну того, кто впал в него – это вера в иного бога помимо Аллаха; это вера в то, что кто-то другой кроме Аллаха достоин поклонения, даже если это делается ради приближения ко Всевышнему; или удостаивание этого объекта таким же абсолютным возвеличиванием, как Аллаха – неважно, ангел это или человек, пророк, животное, планета, камень и т. д. Любой мусульманин, верящий в подобное, становится неверующим, и ему необходимо тотчас же покаяться и вернуться в Ислам, произнеся два свидетельства и отрёкшись от неверия.

Что же касается того, кто сказал или сделал то, что можно истолковать не только как неверие, например, если он принёс в жертву овцу в честь пророка, вали или учёного, или поклялся их могилой, то не разрешается сразу же выносить решение о неверии этого человека. В данной ситуации мы скажем: «Если этот человек подразумевал поклонение обитателю могилы и возвеличивал его, как возвеличивают Аллаха, то он стал неверным. Если же он хотел приблизиться к Аллаху через посредничество этого вали или учёного, либо он таким образом намеревался проявить к нему почтение, которого он заслуживает по шариату и которое по своему масштабу не дотягивает до возвеличивания, которого достоин лишь Аллах, то это не является куфром. Однако в некоторых случаях это запрещено, как об этом сказано в книгах по фикху.

Разъясняя решение относительно этого деяния, имам, приближенный к Аллаху, Мухйиддин Ан-Навави сказал: «Ар-Рафии сказал: “Знай же, что принесение жертвы ради объекта поклонения и с произнесением его имени подобно совершению ему земного поклона. И оба они являются формами возвеличивания и поклонения, которых достоин только Всевышний Аллах:

– и если кто-нибудь принесёт жертву в честь какого-либо животного или [иного] материального объекта, например, идола, для его возвеличивания и поклонения, то мясо животного, принесённого в жертву, не будет дозволенным, а эти действия будут считаться куфром, наподобие земного поклона не Аллаху в виде поклонения. То же относится к совершению жертвоприношения в такой же форме;

– если же человек принёс жертву кому-то помимо Аллаха, но не в виде поклонения – например, совершил жертвоприношение ради Каабы из почёта и уважения к ней как к дому Аллаха, или ради Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ибо он – Посланник Аллаха, то в данной ситуации принесённое в жертву животное нельзя называть недозволенным. В таком же контексте понимаются и слова: «Я посвятил это Запретной Мечети или Каабе».

То же решение действительно в отношении принесения жертвы при встрече правителя, ибо это проявление радости в честь его прибытия и подобно акыке при рождении ребёнка, следовательно, она не является неверием. То же относится к земному поклону кому-либо, кроме Аллаха, в форме унижения и покорности – это не является куфром, хотя и запрещено (харам).

Таким образом, если совершающий жертвоприношение скажет: «С именем Аллаха и Мухаммада», имея в виду: «Я совершаю жертвоприношение во имя Аллаха и ищу благословения посредством имени Мухаммада», то это мясо будет дозволенным. Если же кто-то скажет, что оно не дозволено, то, возможно, он имел в виду нежелательность этого действия. Ибо можно отрицать дозволенность чего-либо нежелательного.

Однажды между факихами Казвина относительно слов «Я совершаю жертвоприношение во имя Аллаха и Его посланника» произошёл спор, приведший к смуте – будет ли дозволенным это мясо и впадает ли человек в неверие. Правильным же мнением будет то, которое мы привели». Конец слов Ар-Рафии.

Ар-Рафии (да смилуется над ним Аллах) прекрасно изучил этот вопрос. И его мнение подтверждается словами Ибрагима аль-Марваррузи в его книге «Ат-Таглик»: «Автор книги “Ат-Такриб” [Касим аш-Шаши] передаёт от имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) следующие слова: “Если христианин при заклании животного произнесёт имя не Аллаха, а, например, Иисуса, то это мясо не будет дозволенным”. Комментируя эти слова, автор говорит: “Имеется в виду – совершит заклание ради него (Иисуса). А если же он упомянет Иисуса в контексте благосло вения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то мясо будет дозволено”. Аль-Халими сказал: “В любом случае мясо будет дозволенным, даже если он упомянул Иисуса. А Аллах знает лучше”». Конец цитаты. («Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб», 8/409)

Также имам ан-Навави в толковании хадиса «Да будет проклятие Аллаха на том, кто режет не ради Аллаха» сказал: «Под жертвоприношением кому-либо помимо Аллаха имеется в виду жертвоприношение с упоминанием имени не Аллаха, а, например, идола, креста, Мусы, Исы (мир им) или Каабы и т. д. Всё это запрещено, такое мясо не будет дозволенным, и неважно, был ли совершающий заклание мусульманином, христианином или иудеем. Это слова имама аш-Шафии, и с ними согласились учёные нашего мазхаба.

Если же своим жертвоприношением он ставил целью возвеличивание и поклонение тому, ради которого оно совершается, то это куфр. И если до него он (режущий) был мусульманином, то после становится вероотступником (муртад)» («Шарх Сахих Муслим», 13/141).

Разъясняя положение относительно земного поклона кому-то помимо Аллаха, имам ан-Навави говорит: «Что касается земных поклонов, которые совершают простолюдины, бедняки и им подобные перед шейхами, возможно даже, будучи в состоянии большого осквернения, то это единогласно считается запретным, и неважно, было ли в этот момент у человека омовение или нет, в направлении киблы человек поклонился или нет. Многие из них могут думать, что тем самым они проявляют скромность и ломают своё высокомерие, но это грубая ошибка и большая глупость. Как может быть сломано высокомерие и достигнуто приближение к Аллаху через то, что Он запретил?! Возможно, некоторые из них неверно поняли аят: «Он поднял своих родителей на трон, и они вместе с братьями пали ниц перед ним (Юсуфом)…» (Юсуф, 100) Но этот аят отменён (вернее, его хукм), либо ему есть толкование, как об этом сказано в книгах по фикху.

И когда шейха абу Амра ибн Салаха (да смилуется над ним Аллах) спросили о вышеупомянутом земном поклоне, он сказал: «Это один из больших грехов, и мы боимся, что это может быть куфром».(«Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб», 2/67)

Я (автор) скажу: «Подумай над словами хафиза ибн Салаха “Мы боимся, что это может быть куфром”». Посмотри, он не сказал, что это куфр, но лишь высказал своё опасение по этому поводу. Потому что это действие может в каких-то случаях означать куфр, а в каких-то – может не означать.

Поэтому в другом месте имам ан-Навави сказал о земном поклоне перед шейхами, который совершают многие невежды: «Это абсолютно запрещено в любой форме, неважно, совершён поклон в сторону киблы или нет, и неважно, был целью этого действия поклон Аллаху или нет. А иногда в этом действии может быть куфр, да убережёт нас Аллах. А Аллах знает лучше». («Равдат ат-Талибин», 1 /326)

Подумай над его словами «А иногда в этом действии может быть куфр». Как прекрасно он поступил, что не стал судить об этом как о куфре. Комментируя эти слова, имам Шихаб ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Из его слов становится понятно, что земной поклон кому-либо помимо Аллаха может означать куфр, а может быть просто запретным и не доводить до степени куфра. Ибо куфром является тот случай, когда подразумевается земной поклон именно творению. А запретным он является в том случае, если цель поклона – Аллах, но посредством выражения почёта к этому творению, а не поклона ему самому». («Аль-И’лям би кавати’ аль-Ислям», с. 286)

Вот подробный разбор этого вопроса в нашем мазхабе и мнение, которое выбрали два великих имама, факиха, аскета и шейха – Ар-Рафии и Ан-Навави – и которое подкрепляется правилами шариата, одно из которых – истисхаб, то есть полагание мусульманином человека, в исламе которого мы убедились прежде, до тех пор, пока он не совершит что-то явно противоречащее Исламу. И учёные-мухаккики не называют куфром действие, которое можно истолковать и как куфр, и как его отсутствие.

Кадый аш-Шаукани, комментируя куфр человека, совершившего земной поклон кому-то помимо Аллаха, говорит: «Здесь необходимо уточнить, что этот поклон должен сопровождаться убеждённостью в господстве того, кому поклоняются. Тогда это будет считаться многобожием и признанием другого бога, кроме Аллаха. Если же человек ставил целью лишь своего рода возвеличивание и проявление почтения, как это часто происходит в неарабских странах, когда перед приезжим целуют землю, то это никак не является куфром. И все выдающиеся учёные знали, что обвинение в неверии за деяния, из которых [на первый взгляд] должен вытекать куфр, это очень скользкая дорожка. А кто рискует так своей религией, тот совершает преступление против себя же». («Ас-Сайль аль-Джирар», 4/550)

Так вцепись же коренными зубами в то, что я рассказал тебе только что. И остерегайся того, что сделала одна группа людей, назвав куфром деяние, которое можно истолковать и как куфр, и как его отсутствие, назвав это «могилопоклонничеством» и «кубуризмом», подготавливая тем самым почву для обвинения людей в неверии, для разрешения пролить их кровь и захватить их имущество в качестве трофеев. Что и случилось впоследствии. И всё это из-за незнания слов учёных, дерзости в вынесении фетв и пренебрежения святостью слов «Ля иляха илля Аллах». При этом эти люди думают, что таким образом оказывают поддержку этим словам. Пусть Аллах убережет нас от пролития крови невинных и покушения на их честь и имущество, амин.

Аргументация этих людей ущербна, и они схожи с хариджитами в том, что аяты о неверующих они применяют к верующим, как об этом сказал ибн Умар (да будет доволен ими Аллах). К примеру, они цитируют аяты о запрете многобожия и поклонения кому-то помимо Аллаха: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, кто взял себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они подвели нас к Аллаху как можно ближе” (Зумар, аят 3). И, не вдаваясь в подробности, эти люди апеллируют к этому аяту о неверии того, кто заклал животное или дал обет умершим пророкам и праведникам, тогда как этот и другие аяты были ниспосланы о [настоящих] многобожниках, которые поклонялись наравне с Аллахом своим [выдуманным] божкам.

Ни один мусульманин не сомневается в куфре этих многобожников, даже если они не поклоняются тем, кого считают богами. Но речь здесь не о них. Мы говорим об ошибочности слов тех, кто обвиняет в неверии мусульманина, который совершает заклание или даёт обет мёртвому праведнику, не будучи убеждённым в его божественности; и который хочет раздать это мясо в качестве милостыни тем, кто любит этого праведника или живёт по соседству с его могилой. Либо он хочет возвеличить (проявить к нему почтение) его, как это сделал Аллах, когда [внушил] ему соблюдение приказов и отстранение от запретного. Но при этом возвеличивание не доходит до поклонения, которое подобает лишь Всевышнему. Как можно этот аят применять к человеку, который не поклоняется никому наряду с Аллахом и не возвеличивает никого так, как возвеличивает Аллаха?!

Хафиз ибн Касир, разъясняя причину куфра многобожников в тафсире аята «Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников?“» (Ар-Ра’д, аят 16), говорит: «Многобожники поклонялись своим божкам, признавая, что они творения Аллаха. В своей тальбие они говорили “Вот мы перед тобой [о Аллах], нет у Тебя сотоварища кроме того, кто является Твоим сотоварищем. Ты властен над ним и над тем, чем он владеет”. И Аллах сказал о них в аяте “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе” (Зумар, аят 3) и порицал их за подобные убеждения». Конец цитаты ибн Касира.

Поразмысли над его словами «И порицал их за подобные убеждения», а также над формой тальбии, которую произносили эти многобожники, делая обход вокруг Каабы. Разве можно сравнивать её и тальбию мусульман во время хаджа и умры: «Вот мы перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот мы перед Тобой»?

Поэтому будьте предельно осторожны, прежде чем объявлять о чьём-либо неверии и толковать чьи-то неоднозначные слова и действия наихудшим образом. Напротив, согласно правилу истисхаб, необходимо, насколько это возможно, толковать их наилучшим образом до тех пор, пока человек не проявит свой куфр явно.

В толковании хадиса «Если кто-то скажет своему брату “О неверующий!”, то, поистине, это слово вернётся к одному из них» имам и хафиз ибн Абдуль-Барр аль-Малики сказал: «Группа учёных сказала в толковании аята “…и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называть [человека] нечестивцем после того, как [тот] уверовал…” (Худжурат, 11) – что тут имеются в виду слова одного человека другому: “О неверующий! О грешник!” И это аналогично приведённому хадису.

Коран и сунна совершенно ясно запрещают называть мусульманина неверующим или грешником. Действительно, если посмотреть на это с правильной стороны, то, если однажды чья-либо вера в Аллаха была единогласно подтверждена мусульманами, а затем он совершил грех или сделал такое толкование, что это спровоцировало разногласия – вышел он из Ислама или нет, то учитывая, что изначально истинность его веры была подтверждена, утверждение о его неверии не будет иметь доказательной силы. И такой человек не выводится из Ислама до тех пор, пока о его неверии не будут судить так же единогласно, или пока его деяния не будут явно указывать на это.

Ахлю Сунна валь Джамаа, то есть люди фикха и предания, единогласны в том, что каким бы большим ни был грех, совершающий его не выходит из Ислама. И не согласны с ними в этом лишь сторонники нововведений. Поэтому нельзя выводить кого-либо из Ислама до тех пор, пока в этом вопросе не будет единогласия, или пока на это не будут явно указывать доказательства Корана и сунны».(«Ат-Тамхид», 17/21)

Ученик имама аль-Джувейни, имам Абу Наср аль-Кушейри аш-Шафии сказал: «Становится ли неверующим тот, кто был в числе Ахлю кибла, но затем принял убеждения антропоморфистов, кадаритов и др.? У наших учёных два мнения об этом, и слова имама аль-Ашари указывают на оба. Но наиболее достоверное (предпочитаемое) из его мнений – это отказ от такфира. Это же мнение выбрал и Аль-Кады (аль-Бакилляни). И если кто-либо сказал слова, которые единогласно приводят к неверию, то мы выносим ему такфир, а иначе – нет».

Алляма Ибн Абидин передаёт слова имамов-ханафитов: «Они сказали: “Если будет семьдесят риваятов, указывающих на такфир верующего, и всего лишь один, пусть даже слабый, об обратном, то муфтий и судья должны руководствоваться им”» («Радд аль-Мухтар», 1/81). Также в своей поэме «Укуд расм аль-муфтий» он сказал: «Лучше взять любое слово, пусть и слабое, отводящее такфир от верующего».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что является основой болезненной тяги к поспешному такфиру. Об этом сказано в хадисе от Абдуллаха ибн Амра и ибн аль-Аса (да будет доволен ими Аллах): «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, Аллах не забирает знание, [просто] лишая его [Своих] рабов, а забирая [из мира] знающих. Когда же Он не оставит [в живых] ни одного обладателя знаний, люди станут избирать [для себя] главами невежд. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!”»

И да смилуется Аллах над имамом аль-Газали, который сказал: «Спешность в такфире свойственна невеждам» («Файсал ат-тафрика», с. 87), и над имамом Шихабуддином аль-Карафи, который сказал: «Не каждый факих имеет право выносить решения в вопросах такфира» («Аль-Фурук», 1/124). А что же тогда говорить о не факихах?!

Имам аль-Газали также сказал: «Выносящему суждение [о ком-либо] необходимо, насколько это возможно, отстраняться от такфира. Поистине, дозволение [пролития] крови и [присвоения] имущества тех, кто молится в сторону киблы и говорит «Ля иляха илля Аллах, Мухаммад расулюллах», ошибка. А оставить по ошибке в живых тысячу неверующих лучше, чем по ошибке пролить каплю крови мусульманина». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: “Ля иляха илля Аллах”, а кто произнесёт эти слова, тем самым защитит от меня своё имущество и жизнь, кроме как по праву» («Аль-Иктисад филь и’тикад», с. 135).

Пойми же то, что ты сейчас прочитал и услышал. И знай, что обвинять кого-либо со стороны его религии это великий грех, в котором необходимо покаяться. Шейх шафиитов своего времени в Египте, имам Шихабуддин Ахмад ар-Рамли, упоминая виды грехов по отношению к другим людям, говорит: «А что касается стороны религии, как если бы ты назвал кого-либо неверным, еретиком или заблудшим, то это ещё более тяжкий грех, и тебе нужно опровергнуть свои слова перед этим человеком и добиться того, чтобы он не держал на тебя зла. А если не получится, то проси у Аллаха сделать того человека довольным тобой и сожалей о содеянном» («Фатху ар-Рахман», с. 1029).

Пусть Аллах убережёт нас от смут, амин.

Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, его семью и всех сподвижников. И хвала Аллаху, Господу миров.

Про автора

admin administrator